АМЕДЕ ОЗАНФАН

Графика на черном фоне

1928

97х130, xолст, масло

До 1948 – ГМНЗИ. Приобр. в 1929 с выставки «Современное французское искусство» (1928)

Ж-3468

Картина относится к расцвету пуризма — направления, которое художник возглавил вместе с архитектором Ле Корбюзье и теоретиком которого он был. Непосредственно связанный с архитектурой конструктивистов, пуризм основывался на беспрекословном почитании геометрии и стремился к мак­симальному упрощению и очищению форм, к изображению «первичных» эле­ментов. Для своей картины в качестве предметов Озанфан выбирает стандар­тизированную  продукцию — типовую  керамическую  и  стеклянную  посуду. Выбор предметов «ширпотреба», произведенных машиной, характерен для пу­ристов. В своих статьях они отмечали, что подобные предметы соответствуют «человеку как существу геометрическому», готовому всю социальную дейст­вительность перестроить на основе «экономии и рационализма». Доводя схема­тизацию форм изображенных вещей почти до абстракции, художник как бы проецирует их легкие силуэты на равномерно окрашенную черную плоскость так, что все они кажутся расположенными в разных пространственных зонах. При этом интерес к функциональности вещи у Озанфана сохраняется. Принци­пы пуристов нашли частичное отражение в дизайне и архитектуре конструк­тивистов, в частности у Ле Корбюзье.