Художник, скульптор Начавший обучение в родном Киеве, Архипенко был неудовлетворен академической системой преподавания в художественном училище и в 1908 году принял решение уехать в Париж, творческую лабораторию европейского авангарда. Сняв мастерскую в легендарном «Улье», Архипенко оказался в самом центре художественных экспериментов. Около 1910 года скульптор входит в состав легендарной группы «Де Пюто», с деятельностью которой связано развитие идей кубизма. Опираясь на художественную теорию Пикассо и Брака, Архипенко попытался в своем творчестве найти ее пластический эквивалент. Высказанная Пикассо идея создания «интеллектуального искусства», которое будет восприниматься не глазами, но разумом, приводит Архипенко к открытию «контробъема», предполагающего изображение выпуклых поверхностей с помощью вогнутых линий. Он начинает широко использовать в пластике экспрессивные возможности «нулевой» формы – пустоты – сквозного отверстия или иллюзорного объема. Экспериментируя с различными материалами, Архипенко приходит к созданию собственного варианта «скульпто-живописи». В 1923 году мастер переехал в США, где продолжил пластические эксперименты, обратившись к созданию кинетических и световых конструкций. Александр Архипенко был одним из первых скульпторов кубизма и конструктивизма, добившихся широкого международного признания. С 1920-х годов вел активную педагогическую деятельность, читал лекции, пропагандируя принципы нового искусства. В последние годы плодотворно работал в области монументальной скульптуры и цветной литографии. |
АРХИПЕНКО, АЛЕКСАНДР
1887 – 1964