ПЬЕР БОННАР

Лето в Нормандии

1912

114х128, xолст, масло

До 1948 – ГМНЗИ. До 1919 в собр. И.А. Морозова

Ж-3356

В пейзаже «Лето в Нормандии» захватывает утонченная гамма зеленых, лиловых и коричневатых тонов, найденных, безусловно, в мастерской, а не взятых с натуры. Главным выразительным средством живописи Боннара становится красочное пятно. Но, при всей самоценности краски, ощущаешь знойный летний воздух, по мере всматривания в картину различаешь сидящих в креслах жен­щин, спрятавшихся от жары, собачку. Затем взгляд отмечает зеленый берег, реку, легкие облака на светлом небе. И тем не менее импрессионистического «обмана» здесь не происходит.   Боннар писал:  «Когда я  и  мои друзья  решили  нести открытия импрессионистов дальше, мы стремились отойти от их натуралисти­ческих представлений о цвете. Искусство не то же самое, что природа. Мы все были за более строгую композицию. Нам также казалось, что можно гораздо лучше распорядиться цветом как средством выражения». Боннар считал, что картина — это прежде всего «чередование пятен, которые соединяются друг с другом и в конечном счете создают объект, так чтобы глаз прогуливался, не встречая препятствий». В подобном отношении к цвету проявляется увлечение художника японским искусством, с которым он познакомился на выставке, проходившей в Париже в 1890 году. За увлечение японским искусством дру­зья прозвали художника Наби-японцем. Из японского искусства Боннар заим­ствовал и приемы композиционных построений своих картин: размещая фигуры силуэтными пятнами по бокам, он часто оставляет незаполненным большое пространство в центре.