МОРИС ДЕНИ

Портрет Марты Дени, жены художника

1893

45x54, xолст, масло

До 1948 – ГМНЗИ. До 1918 – собр. С.И. Щукина

Ж-3277

Творчество Мориса Дени наиболее последовательно представляет символистскую линию в искусстве  группы «Наби».  Он считал целью художника воплощение «идей, ощущений, чувств», создание полотен философского содер­жания.

«Портрет жены художника» — самая ранняя картина живописца, представлен­ная в музее. Женившись на Марте Мерье в 1893 году, Дени неоднократно изображал ее не только в портретах, но и в символических сценах. Портрет написан приглушенными красками с доминированием серебристо-розовых то­нов, в характерном для художника декоративном стиле с его тяготением к плоскостности, сведением объема к красочному пятну, с орнаментальностью рисун­ка. Особую музыкальность и утонченность произведению придает игра гибких, волнистых линий. При небольших размерах картина воспринимается как мону­ментальное произведение, фреска или же гобелен.  Станковая живопись начинает подвергаться воздействию декоративных элемен­тов панно с новым пониманием картинной плоскости. Художники группы «Наби» пробовали свои силы во многих видах искусства, в том числе и в ковро­ткачестве. Не случайно произведения Дени так напоминают гобелены. Для достижения подобного эффекта в своих картинах художник заимствовал мно­гие приемы у мастеров прежних эпох и умело стилизовал их. После поездки в Италию Дени увлекся искусством раннего Возрождения, особенно живописью Фра Беато Анжелико, что отразилось во многих его полотнах. Среди своих собратьев по творчеству он даже получил прозвище «Наби прекрасных икон».