ПАБЛО ПИКАССО

Свидание

1900

53х56, картон, масло

До 1948 – ГМНЗИ. До 1918 – собр. С.И. Щукина

Ж-3322

Впервые Пикассо появляется в Париже в 1900 году. С этим периодом связано создание небольшой картины «Свидание» (1900). В эти годы Пикассо часто обращался к мотиву свидания, который художник трактовал как тему человеческой близости. Двое обнимающихся людей изображены в интерьере, отчего сцена обретает замкнутый характер. Все второстепенные подробности опущены. Сами фигуры даны смелыми и вырази­тельными цветовыми пятнами. В их объятии нет чувственности, идилличности.  Напротив, во всей атмосфере картины звучат отголоски будущей драмы, отчего обычная жанровая сценка обретает особую значительность. Кажется, Пикассо намеренно стремился усилить свои впечатления от созерца­ния страданий: часто посещая дома для сумасшедших, больницы для проституток, он наблюдал и зарисовывал увиденные им сцены. Его парижские впечатле­ния в сочетании с испанской традицией позволили художнику развить тему гордой нищеты и возвышенного убожества, в которой остро звучит ощущение безысходности, драматизма существования для тех, кто принадлежит к «дну» общества, стоит на нижних ступенях социальной лестницы. Различные варианты данной тематики художник развил в произведениях, созданных между 1901—1904 годами. Этот период в его творчестве получил название голубого.