ПАБЛО ПИКАССО

Девочка на шаре

1905

147x95, xолст, масло

До 1948 – ГМНЗИ. До 1919 в собр. И.А. Морозова

Ж-3399

В 1905 году Пабло Пикассо переезжает в Париж. Его монохромная синяя гамма постепенно рассеивается, туда вторгаются розовато-пепельные оттенки. Одно из лучших произведений тех лет — «Девочка на шаре». Период, в который создавалась эта картина, получил название розового. В это время Пикассо занимает мастерскую Бато-Лавуар на Монмартре. Причудливый дом, состо­ящий только из чердаков и подвалов, становится местом встречи парижской богемы. После одиночества голубого периода новая обстановка, в которой оказался молодой Пикассо, способствовала смягчению тональности его живописи, что ощущается в эмоци­ональном строе «Девочки на шаре», решенной в романтическом, просветленном ключе. Художник изображает бродячую труппу акробатов: по отношению к ми­ру они — изгои, но тем теснее они сплачиваются между собой. Пикассо создает своей волей мир людей, которые нуждаются друг в друге. Дружба соединяет хрупкую девочку-эквилибристку, грациозно балансирующую на шаре, с атле­том, подобно египетскому фараону царственно восседающим на кубе. Хруп­кость девочки подчеркивает силу атлета, массивность фигуры которого, в свою очередь, оттеняет изящество эквилибристки. Фигура девочки на шаре воплощает мечту художника о поэзии жизни и вместе с тем напоминает о мимолетности всего прекрасного, а мощь атлета как бы защищает ее от жестокости действительности. В решении полотна непринужденно соединяются почти нарочи­тая геометричность и естественная грация движения. Пустынный пейзаж, на фоне которого изображены герои, является своеобразной метафорой атмос­феры, в которой живет искусство. В отличие от картин голубого периода, где фигуры занимали почти всю плоскость холста, пространство в «Девочке на шаре» раздвигается, тона, в которых оно написано, делаются прозрачнее и воздушнее. Пейзаж написан почти теми же пепельными розовато-голубоватыми оттенками, что и сами фигуры, при этом материальные различия стушевывают­ся. Пикассо в большей мере интересует общее эмоциональное состояние пер­сонажей: герои кажутся погруженными в себя, живущими в своем автономном мире, пейзаж лишь подчеркивает это состояние.