ОДИЛОН РЕДОН

Профиль женщины в окне

1903-1908

63х49, картон, пастель

До 1948 – ГМНЗИ. До 1918 – собр. С.И. Щукина

Ж-3327

Пастель «Профиль женщины в окне» (1903—1908) напоминает средневековый витраж. Художник оставляет зри­телю право вольной трактовки образов, что сродни задачам, которые ставили перед собой литераторы-символисты.  В своем произведении Редон изображает цветы, которые как символ красоты были  излюблен­ным мотивом символистов: в них изначально заложено невыразимое и тайное. «Кругом символика цветов//Забав унылых ненюфары. Влюбленных пар немые чары//Мечты лиан, холодность мхов», — этими строками одного из стихотворений Метерлинка можно по праву охарактеризовать  многие произведения Редона. Цветы выступают у художника в качестве некоего понятия, как сложившийся об­раз-символ, как признак поэтического созерцания мастера.  В соединении четкого контура и раз­мытого цвета художник создает ощущение точного и неясного одновременно.  Женский профиль, похожий на маску, дается как бы погруженным в себя, в состояние нирваны, унося зрителя в утонченную сферу грез и сновидений. Любимая символистами тема молчания, сна придает работе Редона двойное бытие, являясь своеобраз­ным средством интуитивного познания мира в его философском понимании, способом постижения сокровенных тайн.