Скульптор, график Один из величайших скульпторов ХIX столетия, Огюст Роден не сразу был понят своими современниками. Вопреки воле отца, художник принял решение поступить в Парижскую школу рисования и математики, а затем продолжил занятия у А.Бари. Однако, мечтавший о совершенствовании своего мастерства, Роден не был принят в парижскую Школу изящных искусств, а его скульптура «Человек со сломанным носом» была отклонена жюри Салона как опровергающая само понятие о красоте. Некоторое время мастер был вынужден работать на Севрской мануфактуре у Каррье-Беллеза, создавая декоративные композиции. После поездок в Бельгию и Италию, Роден открывает для себя творчество Рубенса и Микеланджело. В 1884 году от муниципалитета города Кале художник получает заказ на создание памятника Эсташу де сен Пьеру, пожертвовавшему своей жизнью ради спасения города. Но, узнав из летописи, что героев было шесть, по собственной воле и на свои деньги выполнил еще пять фигур, которые подарил городу. Свободная композиция этого лишенного постамента памятника совершила революцию в концепции монументальной скульптуры. Не менее новаторским оказалось художественное решение и следующего заказа. В 1888 году Родену было поручено создать скульптурное оформление портала Музея декоративного искусства, для которого мастер выбрал тему «Врата ада». Фактически, этой работе Роден посвятил всю свою жизнь. Многие сюжеты «Врат» послужили импульсом к созданию самостоятельных скульптур, как, например «Мыслитель» (1888). В 1893 году Роден получает еще один заказ, работа над которым завершилась очередным скандалом. Общество литераторов приняло решение о создании памятника Бальзаку. Однако предложенный Роденом проект был решительно отвергнут, и в 1998 году общество вообще отказалось от услуг скульптора. Памятник Бальзаку, созданный Роденом, был установлен лишь в 1939 году. Открыто нарушая принципы академического ваяния, Роден открыл новые неиспользованные возможности пластической формы. Отказавшись от клишированных решений и демонстрации технического мастерства, он вернул скульптуре пафос и монументальность. Уже в начале ХХ столетия открытия Родена были по достоинству оценены. На всемирной выставке 1900 года ему был предоставлен целый павильон.
|
РОДЕН, ОГЮСТ
1840 – 1917