ИСТОРИЯ КОЛЛЕКЦИИ ЖИВОПИСИ XIX–XX ВЕКОВ В ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА

Экспозиция в залах Галереи искусства Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина объединяет произведения, некогда входившие в прославленные коллекции, связанные с историей нашей страны. Начало формирования этих собраний относится к середине XIX столетия. В это время во второй столице Российской империи – деловой и активной Москве – возникло новое явление: в среде фабрикантов, богатых купцов и промышленников обсуждалась идея создания общедоступных художественных собраний современного искусства, которые должны были служить благородному делу народного просвещения. В Москве была открыта и стала знаменитой галерея Павла Михайловича Третьякова. Он целенаправленно собирал работы русских живописцев, своих современников, а позднее преподнес коллекцию в дар родному городу. Его младший брат, Сергей Михайлович, также был крупным коллекционером, с 1870-х годов собиравшим западноевропейскую живопись середины и второй половины XIX века. По делам своего торгового предприятия С.М. Третьяков подолгу бывал за границей, особенно в Париже, что дало ему возможность посещать выставки, общаться с художниками и маршанами, приобретать картины. Коллекционер сумел оценить художественную значимость произведений барбизонской школы. Московский особняк Третьякова на Пречистенском бульваре украшали картины его любимых художников Шарля Добиньи и Констана Тройона, а также работы Жана Франсуа Милле, Виржиля Нарцисса Диаза де ла Пенья и Жюля Дюпре. Особый интерес собиратель проявлял к творчеству Камиля Коро. С.М. Третьяков обратил внимание на работы Эжена Делакруа и других мастеров романтического направления, а также на реалистические полотна, завоевавшие популярность у русской публики, в первую очередь на произведения Жюля Бастьен-Лепажа.

Зал Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых, 1898

Зал Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых, 1898

Картины западных живописцев собирали и даже специально заказывали и другие представители купеческих фамилий, как, например, сахарозаводчик Павел Иванович Харитоненко. Однако новая страница в истории российского коллекционирования открылась на рубеже столетий, когда именно в Москве появились произведения современного искусства мирового уровня. В то время как во Франции еще велись дискуссии о признании живописи импрессионистов и постимпрессионистов, московские купцы начали покупать картины современных мастеров в парижских галереях. Одним из первых был Михаил Абрамович Морозов, еще в конце XIX столетия сделавший смелое по тому времени приобретение – эскизную работу Эдуара Мане «Кабачок» (1879). Одновременно с ним загорелся идеей создать коллекцию современного искусства текстильный магнат Сергей Иванович Щукин. Энергичный и страстный человек, Сергей Иванович буквально «заболел» новым французским искусством. С самого начала он отличался безошибочностью коллекционерского «чутья» и верностью «глаза» – большинство приобретенных им работ представляют собой шедевры. С каждым новым увлечением дом Щукина в Большом Знаменском переулке наполнялся первоклассными произведениями, превращаясь в настоящий музей. Влюбленность Щукина в живопись импрессионистов обернулась рождением «салона Моне», где можно было проследить эволюцию всего творчества мастера. На смену интереса к импрессионистам пришел бурный период собирания живописи Поля Гогена. На рубеже 1900–1910-х годов Щукин стал серьезным заказчиком и покровителем сразу двух крупнейших мастеров ХХ столетия – Анри Матисса и Пабло Пикассо. В 1910-е годы особняк в Большом Знаменском  – место паломничества всех любителей современного искусства и художников русского авангарда, в формировании которых щукинская галерея сыграла важную роль. Заботясь о судьбе своего уникального собрания, Щукин еще до революции принял решение передать его в дар городу Москве.

Щукин С.И.

Щукин С.И.

 

Особняк С.И. Щукина на Знаменке

Особняк С.И. Щукина на Знаменке

Другой владелец текстильных мануфактур и представитель знаменитой семьи – Иван Абрамович Морозов – начал коллекционировать современное искусство с парижских покупок 1903 года и шаг за шагом, украшая свой особняк на Пречистенке предметами искусства, превратил его в подлинный музей, создав целостную коллекцию произведений современных художников. Иван Морозов отдавал предпочтение ранним камерным импрессионистическим пейзажам и величавому ритму композиций Поля Сезанна, а ведущее место в его коллекции занимали работы мастеров группы «Наби». Декоративные панно Мориса Дени украшали парадный зал особняка, а Пьер Боннар царствовал в пространстве главной лестницы. У Морозова был основательный историко-искусствоведческий подход к собирательству. Коллекционер нередко пользовался советами русских критиков и художников, в парижских галереях и мастерских его часто сопровождал живописец Валентин Серов.

Морозов И.А.

Морозов И.А

Славу Москвы как мирового центра собирательства современного западного искусства укрепляли и другие частные коллекции. Важная роль отводилась этим произведениям в собраниях И.С. Остроухова, З.В. Ратьковой-Рожновой, С.А. Полякова, С.В. Щербатова. После 1917 года все эти частные собрания были национализированы. Ученые занялись систематизацией, описанием и публикацией коллекций. В щукинском доме, ставшем Первым музеем новой западной живописи, работал Яков Александрович Тугендхольд, талантливый критик и искусствовед, посвятивший жизнь изучению современного искусства, близко знавший С.И. Щукина. Морозовское собрание – Второй музей – возглавил Борис Николаевич Терновец, инициативе которого мы обязаны началом глубокого научного исследования коллекций. Особенно активно он работал после объединения в 1928 году двух собраний под крышей морозовского особняка. Здесь открылся первый и крупнейший в мире Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), игравший также роль исследовательского научного центра. Терновец не только популяризировал коллекцию, но и стремился пополнять ее новыми произведениями высокого уровня. В 1920–1930-е годы ему удалось организовать несколько выставок и музейных обменов, в результате которых в ГМНЗИ появились картины французских, итальянских, немецких, бельгийских, чехословацких и польских мастеров.

ГМНЗИ, бывший особняк И.А. Морозова

ГМНЗИ, бывший особняк
И.А. Морозова

Искусство Франции второй половины XIX века. Основная экспозиция ГМИИ им. А.С. Пушкина, 1970

Искусство Франции второй половины XIX века. Основная экспозиция ГМИИ им. А.С. Пушкина, 1970

Эту плодотворную работу прервала Вторая мировая война, а затем сталинская кампания по борьбе с формализмом, жертвой которой пал музей. В 1948 году он был закрыт и расформирован, а собрание распределено между ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве и Государственным Эрмитажем в Ленинграде. Новая глава в истории коллекции оказалась наполненной важными событиями. ГМИИ как преемник Государственного музея нового западного искусства продолжал развивать зарубежные контакты, его гостями и дарителями стали вдова Фернана Леже – Надя Леже, секретарь Анри Матисса – Лидия Делекторская. Много произведений приобреталось с выставок. На рубеже 1990-х годов в собрание вошли работы Василия Кандинского и Марка Шагала, полученные от семей художников.

Специалисты ГМИИ им. А.С. Пушкина на протяжении десятилетий изучают коллекцию, публикуют новые исследования, материалы, каталоги, устраивают выставки в России и за рубежом. Итогом этой многолетней работы стало создание Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Искусство XX века. Зал А. Матисса. Главная экспозиция ГМИИ им. А.С. Пушкина, 1998

Искусство XX века. Зал А. Матисса. Главная экспозиция ГМИИ им. А.С. Пушкина, 1998