ИСТОРИЯ КОЛЛЕКЦИИ ЖИВОПИСИ XIX–XX ВЕКОВ В ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА
Экспозиция в залах Галереи искусства Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина объединяет произведения, некогда входившие в прославленные коллекции, связанные с историей нашей страны. Начало формирования этих собраний относится к середине XIX столетия. В это время во второй столице Российской империи – деловой и активной Москве – возникло новое явление: в среде фабрикантов, богатых купцов и промышленников обсуждалась идея создания общедоступных художественных собраний современного искусства, которые должны были служить благородному делу народного просвещения. В Москве была открыта и стала знаменитой галерея Павла Михайловича Третьякова. Он целенаправленно собирал работы русских живописцев, своих современников, а позднее преподнес коллекцию в дар родному городу. Его младший брат, Сергей Михайлович, также был крупным коллекционером, с 1870-х годов собиравшим западноевропейскую живопись середины и второй половины XIX века. По делам своего торгового предприятия С.М. Третьяков подолгу бывал за границей, особенно в Париже, что дало ему возможность посещать выставки, общаться с художниками и маршанами, приобретать картины. Коллекционер сумел оценить художественную значимость произведений барбизонской школы. Московский особняк Третьякова на Пречистенском бульваре украшали картины его любимых художников Шарля Добиньи и Констана Тройона, а также работы Жана Франсуа Милле, Виржиля Нарцисса Диаза де ла Пенья и Жюля Дюпре. Особый интерес собиратель проявлял к творчеству Камиля Коро. С.М. Третьяков обратил внимание на работы Эжена Делакруа и других мастеров романтического направления, а также на реалистические полотна, завоевавшие популярность у русской публики, в первую очередь на произведения Жюля Бастьен-Лепажа. |
Зал Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых, 1898 |
Картины западных живописцев собирали и даже специально заказывали и другие представители купеческих фамилий, как, например, сахарозаводчик Павел Иванович Харитоненко. Однако новая страница в истории российского коллекционирования открылась на рубеже столетий, когда именно в Москве появились произведения современного искусства мирового уровня. В то время как во Франции еще велись дискуссии о признании живописи импрессионистов и постимпрессионистов, московские купцы начали покупать картины современных мастеров в парижских галереях. Одним из первых был Михаил Абрамович Морозов, еще в конце XIX столетия сделавший смелое по тому времени приобретение – эскизную работу Эдуара Мане «Кабачок» (1879). Одновременно с ним загорелся идеей создать коллекцию современного искусства текстильный магнат Сергей Иванович Щукин. Энергичный и страстный человек, Сергей Иванович буквально «заболел» новым французским искусством. С самого начала он отличался безошибочностью коллекционерского «чутья» и верностью «глаза» – большинство приобретенных им работ представляют собой шедевры. С каждым новым увлечением дом Щукина в Большом Знаменском переулке наполнялся первоклассными произведениями, превращаясь в настоящий музей. Влюбленность Щукина в живопись импрессионистов обернулась рождением «салона Моне», где можно было проследить эволюцию всего творчества мастера. На смену интереса к импрессионистам пришел бурный период собирания живописи Поля Гогена. На рубеже 1900–1910-х годов Щукин стал серьезным заказчиком и покровителем сразу двух крупнейших мастеров ХХ столетия – Анри Матисса и Пабло Пикассо. В 1910-е годы особняк в Большом Знаменском – место паломничества всех любителей современного искусства и художников русского авангарда, в формировании которых щукинская галерея сыграла важную роль. Заботясь о судьбе своего уникального собрания, Щукин еще до революции принял решение передать его в дар городу Москве. |
Щукин С.И.
Особняк С.И. Щукина на Знаменке |
Другой владелец текстильных мануфактур и представитель знаменитой семьи – Иван Абрамович Морозов – начал коллекционировать современное искусство с парижских покупок 1903 года и шаг за шагом, украшая свой особняк на Пречистенке предметами искусства, превратил его в подлинный музей, создав целостную коллекцию произведений современных художников. Иван Морозов отдавал предпочтение ранним камерным импрессионистическим пейзажам и величавому ритму композиций Поля Сезанна, а ведущее место в его коллекции занимали работы мастеров группы «Наби». Декоративные панно Мориса Дени украшали парадный зал особняка, а Пьер Боннар царствовал в пространстве главной лестницы. У Морозова был основательный историко-искусствоведческий подход к собирательству. Коллекционер нередко пользовался советами русских критиков и художников, в парижских галереях и мастерских его часто сопровождал живописец Валентин Серов. |
Морозов И.А |
Славу Москвы как мирового центра собирательства современного западного искусства укрепляли и другие частные коллекции. Важная роль отводилась этим произведениям в собраниях И.С. Остроухова, З.В. Ратьковой-Рожновой, С.А. Полякова, С.В. Щербатова. После 1917 года все эти частные собрания были национализированы. Ученые занялись систематизацией, описанием и публикацией коллекций. В щукинском доме, ставшем Первым музеем новой западной живописи, работал Яков Александрович Тугендхольд, талантливый критик и искусствовед, посвятивший жизнь изучению современного искусства, близко знавший С.И. Щукина. Морозовское собрание – Второй музей – возглавил Борис Николаевич Терновец, инициативе которого мы обязаны началом глубокого научного исследования коллекций. Особенно активно он работал после объединения в 1928 году двух собраний под крышей морозовского особняка. Здесь открылся первый и крупнейший в мире Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), игравший также роль исследовательского научного центра. Терновец не только популяризировал коллекцию, но и стремился пополнять ее новыми произведениями высокого уровня. В 1920–1930-е годы ему удалось организовать несколько выставок и музейных обменов, в результате которых в ГМНЗИ появились картины французских, итальянских, немецких, бельгийских, чехословацких и польских мастеров. |
ГМНЗИ, бывший особняк Искусство Франции второй половины XIX века. Основная экспозиция ГМИИ им. А.С. Пушкина, 1970 |
Эту плодотворную работу прервала Вторая мировая война, а затем сталинская кампания по борьбе с формализмом, жертвой которой пал музей. В 1948 году он был закрыт и расформирован, а собрание распределено между ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве и Государственным Эрмитажем в Ленинграде. Новая глава в истории коллекции оказалась наполненной важными событиями. ГМИИ как преемник Государственного музея нового западного искусства продолжал развивать зарубежные контакты, его гостями и дарителями стали вдова Фернана Леже – Надя Леже, секретарь Анри Матисса – Лидия Делекторская. Много произведений приобреталось с выставок. На рубеже 1990-х годов в собрание вошли работы Василия Кандинского и Марка Шагала, полученные от семей художников. Специалисты ГМИИ им. А.С. Пушкина на протяжении десятилетий изучают коллекцию, публикуют новые исследования, материалы, каталоги, устраивают выставки в России и за рубежом. Итогом этой многолетней работы стало создание Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина. |
Искусство XX века. Зал А. Матисса. Главная экспозиция ГМИИ им. А.С. Пушкина, 1998 |