Мир впечатлений и впечатления от мира. Путешествия Доктора Живаго

01.01.1970

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Мир впечатлений и впечатления от мира. Путешествия Доктора Живаго». Зрители увидят архивные фотографии, созданные ученым и путешественником Александром Васильевичем Живаго во время его поездок по всему миру, вместе с живописными произведениями художников рубежа ХIX–XX веков – Эдуара Мане, Винсента ван Гога, Эдварда Мунка и других.

В экспозиции впервые представлен обширный фотографический материал из архива сотрудника нашего Музея Александра Васильевича Живаго (1860–1940). Разносторонне одаренный человек: врач, путешественник, коллекционер, ученый, Живаго был настоящим энтузиастом стереофотографии. Его фотоархив насчитывает более 6000 снимков, сделанных им и его друзьями-фотографами в 1900-е годы во время их многочисленных поездок по странам Европы, Азии и Африки. 

С тех пор как человек стал путешествовать, возникла традиция фиксировать путевые впечатления. Описание поездки нередко дополнялось зарисовками увиденного. Развитие техники фотографии произвело подлинную революцию: со второй половины XIX века художника-рисовальщика заменил фотограф. Александр Васильевич, как и большинство его друзей, отправляясь в длительную поездку, брал с собой стереокамеру “Le Verascope Richard” («Вераскоп Ришар»). В 1893 году Жюль Ришар создал самый практичный стереофотоаппарат, который позднее пошел в массовое производство. У аппарата было два объектива, он был значительно легче (всего 950 г) и проще в обращении, чем все его предшественники. Вераскоп обладал еще одним неоценимым преимуществом: пространство на стеклянной пластинке между двумя изображениями можно было заполнить авторскими комментариями, указав место съемки, дату, фамилию фотографа или иную информацию о фотографируемом объекте, а также записав какие-либо наблюдения, мысли, даже эмоции, что сразу превращало полученные снимки в своеобразный «путевой дневник».

Живаго и его спутники, открывая жизнь Парижа, европейских городов и курортов, подмечают массу бытовых деталей и подробностей.

Многие сюжеты их снимков естественно и непреднамеренно перекликаются с сюжетами картин художников того времени, прежде всего импрессионистов. «Глазами Живаго» мы видим сцены из городской жизни, скачки, кафе, ботанические сады, музеи.

Впечатление – ключевое понятие этой эпохи. Полотно Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», представленное на первой выставке будущих импрессионистов в 1874 году, дало название целому направлению в искусстве. Импрессионисты, или «впечатленцы», стремились зафиксировать на своих холстах красоту и многообразие современного мира во всех его проявлениях, подчеркивая уникальность каждого жизненного момента.

Одновременно вместе с туристической картой Европы расширяется и география художественной жизни. На европейской арт-сцене появляются выходцы из стран Скандинавии и Восточной Европы. Меняются приоритеты и у представителей французской школы. Целью традиционного образовательного Гранд Тура на протяжении нескольких столетий была Италия. Но в последней трети XIX века художники все чаще отдают предпочтение французской провинции, а также британской столице.

Помимо Европы, Живаго и его друзья-путешественники посетили Алжир и Тунис, а в 1909–1910 годы – еще одну экзотическую страну – Египет. Позже в своем дневнике Живаго напишет: «Три десятка лет тому назад, а как до сих пор живы мои впечатления ото всех этих стран, городов и местечек, как много воспоминаний об историко-художественных памятниках, встречавшихся нам на пути…».

Александр Васильевич еще в молодости интересовался этой загадочной страной. Из поездки он привез произведения древнеегипетского искусства, которые легли в основу его будущей коллекции. Многолетнее изучение искусства Древнего мира сделало имя А.В. Живаго известным среди специалистов.

В XIX столетии на Восток и в африканские страны хлынул поток художников. Одни отправлялись в далекое путешествие по служебным делам, другие – в поисках источника вдохновения и новых форм. Керамика, ткани и линейные арабески восточного декора оказали огромное влияние на европейских мастеров рубежа XIX–XX веков.