АНРИ МАТИСС

Мастерская художника (Розовая мастерская)

1911

180x221, xолст, масло

До 1948 – ГМНЗИ. До 1918 – собр. С.И. Щукина

Ж-3295

Благодаря заказам и покупкам Щукина художник смог уже в 1909 году арендовать, а затем и купить дом в Исси-ле-Мулино под Парижем, где было исполнено произведение мастера «Мастерская художника (Розовая мастерская)». Картина относится к группе так называемых «симфонических интерьеров» (гре­ческое слово «симфония» означает созвучие), подобным термином обозначает­ся более сложное взаимоотношение красок и всех элементов в картине. Произ­ведение «Мастерская художника» стало первым «симфоническим интерьером» Матисса. Ведущая роль в симфонии красок принадлежит розовому цвету, который заливает почти все пространство интерьера, то сгущаясь почти до красноты в изображении пола, то становясь более нежным, достигая прозрач­ности акварели, в изображении стены. Желтым цветом художник обо­значил восточный ковер на полу. Расположенный наискось он, не разрушая плоскости картины, вызывает иллюзию глубины комнаты. Звучным аккордом врывается в розово-охри­стую гамму картины зеленая ширма с наброшенной на нее синей тканью, находя себе цветовые повторения в пейзаже за окном. На самом деле стены мастерской Матисса были белыми, но в зависимости от колористической зада­чи композиции они могли получать разную тональность, при помощи которой живописец вводил зрителя во власть своих эмоций. Кроме предметов, свидетельст­вующих об увлечении Востоком, Матисс изобразил и созданные им произведения.  Слева представлены бронзовая  декоративная    фигура,    картина «Роскошь II», полотно «Де­вушка с зелеными глазами»,  справа — гипсовая модель, барельеф «Спина» и срезанный рамой картины фраг­мент панно «Танец». Все эти предметы раскрывают перед нами ателье художника как арену творческого труда. Превращаясь в пластичес­кие знаки, они представляют «скрытый» монументальный автопортрет Матисса. Трудно отнести «Мастерскую художника» к ка­кому-то определенному жанру: сам Матисс такого рода произведения называл «интерьер-натюрморт». Сопоставление предметов живой и неживой натуры превращается у Ма­тисса в некую знаковую систему: так, орнамент на синей драпировке заменяет собой живые цветы, будто вырастающие из вазы, стоящей перед ширмой, находя затем себе продолжение в арабесках зелени за окном. Художник не копирует, а поэтизирует среду, в которой он творит, находя новые средства выразительности. «Я не могу копировать натуру, которую должен интерпретировать, — писал Матисс, — даже отступая от натуры, художник должен быть убежден, что делает это в целях более полной ее передачи... Точность не есть правда».